“Как я провел этот год“ (Ф. Гильбо)

"Как я провел этот год" (Ф. Гильбо)

 

20 марта 2015 весь архипелаг Шпицберген наблюдал солнечное затмение. Полное, кто не в курсе, было видно только отсюда, и на Фарерских островах. Красиво. Впечатляет... Но сейчас не об этом


20 марта 2015 исполнился ровно год, как я уехал работать сюда, на Остров, на архипелаг. Исключая мимолетный месячный отпуск все время я провел здесь. И вот что по сему поводу имею я вам сказать - сообщить - поделиться, дорогие друзья!

Я жив, и слава Богу, здоров вполне.
Кто-то спрашивал, как мои дела, кто-то нет, кому-то я отвечал, но далеко не всегда подробно честно-откровенно, кому-то показалось, что я сбежал и спрятался, кто-то решил что я пропал совсем и насовсем, но..

Я прошу прощения у тех, кому не ответил ( даже на поздравления с днём рождения, я кажется ответил не всем). Извиняюсь перед теми, кому не стал красочно рассказывать, как у меня дела. Надеюсь на прощение тех, кто считает, что я из гордости сбежал и нет у меня ни малейшего желания вспоминать о людях из "той" "континентальной жизни".

Но вот год промчался. Еще один из жизни, а мыслей в голове по этому поводу намного больше, чем бывает под Новый год или к вечеру в конце Дня Рождения. Отдаленно сравнимо разве что с последними днями перед демобилизацией из армии.
И если любопытно - поделюсь немножко прожитым-пережитым, дабы понятней было, как же это я вот так пропал-то

Для тех, кто совсем не в курсе, я работаю в гос.Тресте Арктикуголь, который занимается добычей угля на острове, который юридически принадлежит Норвегии, но ряд стран имеет право на хозяйственную деятельность. Фактически самые активные в этом Норвегия и Россия, хотя есть ряд научных станций других стран.

Уголь я не копаю, хотя в шахту бы и заглянул разок, пожалуй. Наша отрасль - туризм. И его тут, пусть не покажется странным - предостаточно. Доступная Арктика со снегами, ледниками, просторами, белыми медведями, северными оленями и бесконечным числом прочих экзотических штук, которые тут совсем не экзотичны.

Настолько привычных, что не кажется странным, что в моем рюкзаке всегда лежит заряженный спутниковый телефон, навигатор, минимальная аптечка, аварийно-поисковый GPS-маячок, рация, патроны для карабина, запасной комплект сухих и тёплых термоносок( или носков?), пара шоколадок, и прочая ерунда типа ножа, отверток, пассатижей, куска веревки, армированного скотча и подобного вроде зарядок и проводов, что если у кого и имеется, то лежит в какой-нибудь коробке в шкафу, или в гараже, или вообще нафиг не нужно.

А тут нужно, потому что выходя утром из дома, далеко не всегда я знаю, куда понадобится ехать сегодня, потому что в любой момент любая из этих вещей может помочь или мне и любому встречному. И будь это в населенном пункте (которых тут можно пересчитать по пальцам одной руки) - это еще пол беды, но иногда тот же армированный скотч на снегоходной трассе может сотворить чудо, которое если уж не жизнь спасет, то во-всяком случае время, здоровье или тепло сбережет.

Про снегоходы отдельно - наличие снегохода тут сравнимо, пожалуй с наличием коня в классических вестернах о Диком Западе. Только в отличие от фильмов - тут это реальная необходимость, потребность и часть жизни острова в целом.

Порой он полезнее, чем машина и в населенном пункте, но он единственное, что соединяет эти поселки,кроме вертолета и катеров ( в летнее время). Думаю не надо обьяснять, что он "чуть" дешевле чем вертолет, да и границы "лётной погоды" у него значительно шире.

Так о чем это я? О том что вот так вот все тут иначе. И это "иначе" в большей степени причина моего "псевдозатворничества".

Мне уже не кажется странным (тут синоним экзотичным, экстримальным) из одного поселка в другой везти полярной ночью куриные яйца в санях на снегоходе 65 километров, или выезжать на взлетную полосу на машине и загружать в вертолет еду, мебель, запчасти, музыкальные инструменты. Везти в тех же санях 120 километров лампочки в гостиницу, моющие средства в ресторан, 1000 литровую емкость в гараж, а обратно везти насос для воды, почту и деньги в бухгалтерию.

Для меня важно смотреть погоду на 2 дня вперед, потому что от этого зависят наши планы. Сравнима с яндекс-пробками для меня погода за окном, потому что от того, сколько выпадет снега, какая будет температура и откуда дует ветер. Вижу ли я горы на другой стороне фьорда, или не вижу соседнего дома, я знаю, что смогу доехать за 55 минут или буду бултыхаться в снегу в течении 5 часов на одной и той же дороге.

Как лента новостей для нас информация о туристических группах, которые приезжают вовремя, или отменяют свои поездки из-за шторма, только пользуемся мы не кнопкой F5, тут в ход идут и смс и Facebook и спутниковый телефон.

Аналогом "привет как дела", "как сегодня?" для нас это история в хорошем случае удача группы и фото белого медведя, или вызов вертолета, из-за чьей-нибудь сломанной руки на трассе в плохом случае.

Я знаю, что утром меня может разбудить звонок и из-за аварии на насосной станции я поведу группу с рабочими, в погоду, когда все туристические группы отменены, а ученые отменяют полевые исследования.

Я ездил с грузом медленно, мы ездили со "своими" быстро, с туристами медленно или очень медленно. Бывает, трасса видна на десятки километров вперед, а порой в колонне ты не видишь третьего снегохода за тобой. И вот тут трудно описать чего стоит надежный напарник, который замыкает твою колонну. Потому что на ветру в шторм ты не докричишься, потому что останавливаться и "переждать" нет смысла - дуть может не один день....

И вот это всё - будни. Нет, я не скажу, что каждый день это красивая история. Нет, не так часто я вез посылки в полярную ночь, слушая музыку, любуясь звездами, полярным сиянием и вместе с тем осознанием, что на десятки километров вокруг кроме песцов и северных оленей вообще никого. Не часто, но я знаю, что это было. И это круто, скажу я вам, озновать, что купив цветы в "норвегии" ты, закутав их потеплее, везешь их в "россию" ночью. один. человеку, который...ну вы понимаете о чем я...

Конечно, есть и рутина, есть куча работы в офисе, переписка, звонки, логистика и логика, есть тяжести, которые надо таскать, "срочняки" которые надо успевать, "висяки", которые надо двигать.

Но это Жизнь! и это работа, и она - часть моей жизни.

И вы уж простите, что я не делюсь часто такими вот историями. Протанцевав в снегу с лопатой вокруг снегохода пол дня, или сделав пару сотенку-другую километров в "молоке", когда только навигатор приводит тебя домой не всегда есть силы или желание поделиться пережитым. И проторчав недельку-другую в офисе( потому что как ни крути, без офисной работы - все равно никуда) тоже едва ли хочется рассказать о том "как они - дела"..

Но это не значит, что я вот тут такой весь из себя ежедневно счастливый никого не вспоминаю и забыл о том, что есть Материк. Я помню, вспоминаю, грущу, скучаю и все прочие. Правда.
Но ведь жизнь же!! Но для меня сейчас лучше так, чем сидеть в городе, ходить на работу и мечтать о поездке "куда нибудь" а "приключение" заменять стаканом пива в баре.

Стакан пива, в конце концов я могу выпить и тут, с той лишь разницей, что по английски придется вести "барные" разговоры, потому что вокруг будет минимум 3-5 разных национальностей, а разговоры будут о той же трассе, погоде, грядущем шторме, отмененном рейсе, задерживающемся корабле с едой, вернувшейся успешно экспедиции или напротив идиотах, которые поехали "покататься" в плохую погоду и их пришлось спасать вертолетом и весь город следил за поисками, или будет обсуждение покусанного туриста и застреленного медведя с вескими осуждающими аргументами не в пользу туриста.

Вернемся к "скучайкам" - и в этом баре я все равно взгрустну о том, что приходится много думать на чужом языке, о том, что мое знание языка далеко от "носителя", о том, что как здорово, чтобы тут оказался кто-нибудь из вас, из "моих". Но согласитесь, так ведь намного интереснее, чем тот же бар, только с разговорами о новой машине, проблемах в офисном коллективе, грядущем отпуске или выдумыванием как провести выходные?...

А еще тут бывает лето. Оно другое. Короткое, конечно, но не только этим другое. Снег тут тоже тает, и снегоходы "встают в стойло", в море спускаются катера, лодки, каяки, приходят яхты, корабли, круизники, и все взоры устремляются в небо, на море и прогноз погоды, потому что летом она решает еще больше чем зимой...

Но я не буду забегать вперед, до лета еще огого - сейчас пик зимнего сезона, а он будет до начала - середины мая.

А пока что на сегодня сижу я я в роли администратора-уборщицы хостела, а за стенкой спят американец, канадец, австралиец, француз, скоро приедет британец с исландкой и повезут их в аэропорт, потому что несмотря на ветер под 20 м/с, который раскачивает все, что плохо приколочено и дребезжит всеми вытяжками и трубой от камина, самолет приземлился ( огни аэропорта идно из окна) - и поедут эти славные ребята, по своим домам увозя воспоминания о 2 недельной жизни в палатках на леднике, при - 20, увозя кучу фотографий и видео солнечного затмения и их горнолыжных подвигов ски-туров и фри-райдов.

А потом я пойду спать.

Надеюсь, из ваших мыслей-памяти, я не вычеркнут навсегда за то что я вот тут, вот так и вот такой.

Грумант. Он же Свальбард. Он же Шпицберген.

С любовью ваш ( по прежнему), Ф.

 

 



 

Please reload

Популярное:

 

[removed]

Полное солнечное затмение 2015

March 23, 2015

1/4
Please reload

Последние посты: