Отзыв участницы зимнего тура 2016 Татьяны Богдановой

Недавней поездке на Шпицберген посвящается.
В прошлой жизни я была снежной королевой и жила в Арктике, никаких сомнений.

Идея поехать на крайний север была очень давно, но как то не получалось ей материализоваться и когда наш друг предложил поехать в тур на Шпицберген мы не раздумывая согласились.

Что мы знали об этом месте? Ровным счетом ничего, кроме того что там медведи разгуливают как им на душу придётся, правда, без цыган и балалаек поэтому нужно быть начеку. Конечно же мы пересмотрели "Орёл или решка" и ещё несколько видеозарисовок о Шпицбергене и начали морально готовиться к холодам, неимоверным испытаниям, макаронам с тушенкой и прочим отсутствиям цивилизации.

Родным про это путешествие сказали заранее, но когда подошло время отъезда они не могли поверить что мы действительно едем и это не шутка. Провожали нас чуть веселее чем в последний путь)) что говорить о старших когда некоторые друзья крутили у виска, узнав куда мы собираемся. "Нормальные люди к морю ездят, а вы?!" " Там тоже море, причём, сразу три!", возражала я.

К положенному дню, пристроив наследников в надежные руки, упаковываем вещи с таким расчётом что б багаж был одна штука и в мягкой сумке. Летим через Осло, там только одну ночь можно обойтись без платьев и туфель.
Пару слов о том маленьком кусочке Норвегии который мы увидели. При посадке в самолёт становится ясно что коренных норвежцев придётся поискать))Столица ничем особенным не запомнилась если не считать уровня цен, который вводит, назовём это приличным словом, ступор.

В Лонгийир летели через Тромсе, так как прямые рейсы раскупаются задолго до вылета. Вот тут уже только норвежцы или туристы.
Вот они! Вот они льды, снега, северные моря, белые медведи и ... люди. После просмотра "Орёл или решка" сложилось впечатление что в Лонгийире людей сложно встретить, поэтому мы были так удивлены. Белые медведи, пока что, в виде предупреждающих дорожных знаков, только чучело медведя в здании аэропорта даёт понять что зверь очень серьезный и по виду и по размерам. Вместо медведя встречает нас Евгений, он будет нашим гидом на протяжении всего маршрута.

Едем в гостеприимный Русский дом где нас ждёт подбор одежды по сезону и согласно виду передвижения. Там же легкий перекус с дороги после которого закрадываются подозрения что нас будут откармливать. Оделись, пофотографировались в космических костюмах (куда ж без этого), прошли инструктаж и выдвигаемся в Баренцбург.
Группа наша состоит из пяти снегоходов: Костя и Лена, Олег и Таня, Миша и ещё одна Таня, прокладывающий путь Евгений и замыкающий Сергей задача которого следить что б мы добрались в полном составе без потерь.

Потихонечку начинает приходить ощущение уникальности места. Здесь нет дорог между посёлками, передвигаться вне поселений можно или на снегоходе/лыжах, или на катере по воде, или пешком, вертолёт только для экстренных случаев. Развеяно ещё одно неверное представление об этом месте. Мы думали что вот такие отчаянные мы, сопровождающие нас полусумасшедшие инструктора (казалось что нормальные люди тут не живут, это ж Арктика! кто ж сюда по доброй воле поедет), толпы белых медведей, мы несёмся на неимоверных скоростях сквозь пургу и шквалистый ветер, инструктора отстреливаются от мишек, мы всяко-разно пачкаем комбинезоны и молимся известным богам, придумываем своих и им тоже молимся, а потом, совсем обезумев от страха, вызываем вертолёт и эвакуируемся туда где люди, туда где тепло и безопасно...
Светит солнце, инопланетный снежный пейзаж радует глаз, кругом олени, "несёмся" мы со скоростью около 30 км в час, а по пути встречаем такое количество снегоходов и лыжников что понимаем - Лонгийир не такой уж посёлок, а очень даже город и трафик на подходах к нему приличный.
Надо отметить что с погодой нам повезло, не случилось сильной пурги и ураганного ветра, ехать в "молоке" приходилось, но было б намного хуже если б в этом "молоке" ещё и штормило.
Потрясение первого дня - дачи. Это такие малюсенькие домики разбросанные по одному куда местные выбираются отдохнуть от суеты посёлка ( в приусадебном огородничестве никто замечен не был, вечная мерзлота со всеми вытекающими, ни тебе копания картохи, ни укропов с помидорами). С дачниками пообщаться не довелось, но, думаю, чтение, медитация и бамбукокурение у них в топ10.

Ужин в Баренцбурге подтвердил опасения, кормить будут "на убой", а т.к. медведей ещё не встретили то родилась версия что их "задабривают" туристами поэтому нужно что б мы набрали необходимую жировую прослойку.
Потрясения от Баренцбурга - это гостиница. Потрясение потому что готовились жить в нечеловеческих условиях, а тут гостиница как гостиница, номера большие, белье белое и чистое. Готовишь себя стоически переносить трудности и лишения, а тут одно расстройство за другим: ни тебе лишений, ни тебе трудностей, никаких туалетов на этаже, ещё и ванна в каждом номере. Одно расстройство)) или я думала что тут все в палатках живут и до сих пор печку китовым жиром топят?..
Вечером прошлись по посёлку, видно что многие дома преобразились( ещё раз спасибо туристам размещающим свои видео в сети). Гиды просили из посёлка не выходить, мы были послушны, да и сил уже осталось только на фото возле товарища Ленина. О том что уже глубокий вечер говорили только часы, а я то мечтала увидеть северное звездное небо и это в полярный то день. Люди с большой земли тоже с чудинкой)) На завтра нас ждёт экскурсия на шахту и поездка на Исфьёрд радио.
Поход в шахту потряс. После одевания касок, фонариков, самоспасателей и прочих нужных атрибутов стало как то не весело, для меня на этом можно было б экскурсию и закончить, впечатления уже получены остальное дорисует воображение, подземелий/шахт боюсь чуть меньше чем высоты/глубины, но тоже боюсь. С другой стороны, когда ещё будет шанс попасть на самую северную и одну из 12 самых опасных в мире? точно не на следующей неделе, так что группа спускалась в полном составе.
Сомнения развеяны, шахтёр- не моё призвание, а ведь мы дошли только до вагончика который увозит шахтеров к месту работы. Впечатляет и пробирает до глубины души, это подвиг каждый день который назвали профессией. В обратный путь наша группа шагала значительно быстрее, а увидев белый свет все несказанно обрадовались. Спасибо Юрию за экскурсию и тем людям чьими усилиями она состоялась. Дальше нас ждал обед, верный снегоконь и Исфьёрд.
Так получилось или спланировано заранее, но каждый наш последующий маршрут нам казался красивее предыдущего. Сегодня был открыт пляжный сезон-мы вышли на пляж, некоторые члены команды даже фотографировались топлес, а вот купаться никто не решился, то ли из-за забытых в гостинице купальников, то ли мысль встретить в воде медведя отпугивала, то ли гид с ружьем за спиной был очень убедителен)) Ещё одно дело оставили для следующего раза.
Отдельное спасибо нашим гидам Евгению, Сергею и Ивану за лучшие локации для фото, за терпение, за ответы на наши бесчисленные вопросы.
Делали остановку у дома Старостина, точнее у дома который находится на месте поселения поморов где и жил Старостин. Вот тут то и понимаешь или окончательно понимаешь что совершенно не понимаешь как жили поморы, как они выживали без термобелья и современной мембранной одежды, без суперботинок в которых чувствуешь себя комфортно на морозе, без рукколы и пармезана, но самое-самое-самое они жили без соцсетей, без интернета, они уходили в море и жены не знали чекинились они на Шпицбергене или нет, плывут обратно или ещё туда не доплыли...

Возвращаемся в Баренцбург довольные и немного усталые, не часто приходится два дня подряд скакать на снегоходе. Надо отметить что скорость нашей колонны возросла, отстреливаться ещё не приходилось, но "нестись" уже получается. Кроме ужина нас ждала экскурсия и дегустация пива. Огромное спасибо Сергею за экскурсию по городу и музею, сразу видно когда человек рассказывает о любимом деле с огоньком в глазах. Пиво тоже было отличное, респект бельгийцам и нашим северным пивоварам.
Следующая наша цель Пирамида. Город-призрак. Этот маршрут самый запоминающийся. Были и белые марсианские пейзажи, проезды в невысоких ущельях, высокогорное плато с почти закатом, удивительная морена (огромные глыбы бирюзового льда), снежная пустыня и снежные горы и езда у самой кромки воды. Порою казалось что мы в какой-то психоделической комнате: сверху бело, снизу бело, как будто внутри белого шара, где верх где низ непонятно, горизонта нет, а вместо музыки рёв снегохода. В такие минуты мысль только одна - не потерять из виду оранжевую курточку Евгения, даже на молитвы не получалось отвлекаться. На остановках нас больше всего интересовало как он видит дорогу (если так можно сказать про то место где нет никакой дороги), какой запас у батареи gps и что гид возит внутри ланч бокса. Ланч боксом мы прозвали огромный металлический ларь который проводник возил за собой на санях. Думали что там чай с бутербродами для тех кто не наелся на завтраке, хотя такое в принципе невозможно. Оказалось что все намного серьёзнее бутербродов, там палатка, спальник, аптечка и все что может понадобиться в экстренном случае.
Дорога от Лонгийира до Пирамиды мне показалась самая-самая. Самая разнообразная и самая незабываемая, лететь на Шпицберген можно только ради этой одной поездки, на мой взгляд.

Уникальность посёлка Пирамида во всем: и северный, и законсервированный, и людей нет, но самое испытание для современного туриста - нет связи и интернета. Эти блага цивилизации можно добыть поднявшись в горы или с военизированной охраной добраться до выезда из посёлка где установлен сувенирный телефон. Связь там, действительно, можно поймать только на малюсеньком пятачке. Поэтому после ужина звучали песни под гитару, песни без гитары и, наконец-то, распечатали колоду карт. Опасность вечера в этих местах в том что он плавно перетекает в утро и вид за окном ничего вам не скажет, как было светло так и будет, нужно посматривать на часы.
Совершенно равнозначная фигура всем местным достопримечательностям гид Александр. Художнику по костюмам отдельную премию. Другого человека на этом месте теперь и не представить.
Пирамида это сразу две экскурсии, одна в наше недалекое прошлое, а другая, при печальном раскладе, в наше будущее. Благодаря климату все очень хорошо сохранилось, букварь в библиотеке как только что из книжного магазина, размотанную пленку в будке киномеханика хоть сейчас заряжай и смотри. Для бывшего советского человека в самом посёлке ничего уникального нет, уникальна возможность увидеть. Люди жили, работали, ходили друг к другу в гости из "лондона" в "париж", гуляли по "елисейским полям",
теперь здесь гуляют медведи и песцы, а в "дурдоме" горланят птицы. Они жили и проживут без нас, а мы без них? Сразу вспоминается "Пикник на обочине" Стругацких...не страшно, не мрачно, грустно.
Обратная дорога позволила насладиться ещё раз полюбившимися пейзажами уже на приличных скоростях , по сравнению с первым днём. Три раза мы обогнали колонну ребят когда за рулем были девочки, радовались как дети))
Вернувшись в Лонгийир ещё раз убедились что он похож на большой город, жизнь кипит, магазины, рестораны, толпы туристов, как будто бы сам ты не такой же турист)) нет, мы уже не те что были 5 дней назад, мы как будто бы прошли обряд посвящения, и , как в детстве, знаем какую то очень важную тайну и на прощальный ужин в ресторан одеваем свои самые лучшие и красивые носки)) первый раз в ресторане в носках, не то чтобы раньше в ресторан без оных, но что б вот так в носках и без туфель/ботинок это в новинку.
Арктика не покорилась, Арктика покорила...

Улетать было грустно, значит зацепило, значит понравилось, значит обязательно вернёмся, тем более что место для дачи я уже присмотрела))) На большой земле остались два маленьких медвежонка и по ним очень соскучились, столько впечатлений что ощущение будто дома не были целый месяц.
Олег Войтенко, огромное спасибо за идею этого путешествия... Костя, Лена, Танюша, спасибо за прекрасную компанию, за подробный пересказ балета отдельное спасибо, как будто сами посмотрели))) любимому Михаилу спасибо за такой подарок благодаря которому я нашла свой идеальный климат где не холодно, но что ещё важнее не жарко и все кругом белое и чистое ( во всяком случае в момент нашего путешествия)
Отдельное спасибо ребятам из Груманта с которыми познакомились: Тимофей Рогожин, Евгений Малки,Сергей, Иван, Федор, Максим и всей вашей большой команде. Сил, энергии, веры в своё дело, сознательных туристов, вы делаете "кино не для всех", но у вас есть свой "зритель", держитесь, не сдавайте Пирамиду всемирной паутине! Благодаря вам наше путешествие было безопасным, увлекательным, запоминающимся и очень тёплым.
Уникальное место, уникальные люди, невероятно красивая природа.
Жить не закрывая дверей, снимать обувь на пороге любого дома, здороваться со всеми встречными. Мечта...